Хрулев, Александр ЭдуардовичХрулєв, Олександр ЕдуардовичKhrulev, Alexander2022-11-182022-11-182020Хрулев, А. Э. Моделирование повреждения шатуна при поступлении жидкости в цилиндр ДВС / А. Э. Хрулев // Автомобіль і електроніка. Сучасні технології : зб. наук. пр. [Електронний ресурс] / М-во освiти i науки України, ХНАДУ. - Харкiв, 2020. - Вип. 17.2226-9266https://dspace.khadi.kharkov.ua/handle/123456789/5953Рассмотрены закономерности деформации стержня шатуна в процессе сжатия воздуха с жидкостью в цилиндре ДВС. Выполнено моделирование процесса сжатия с жидкостью, получена зависимость давления в цилиндре и деформации шатуна от степени заполнения камеры сгорания жидкостью. Проведено численное интегрирование системы дифференциальных уравнений, описывающих изменение давления и температуры воздуха с жидкостью в цилиндре по углу поворота коленчатого вала, определена зависимость максимального давления в цилиндре и деформации шатуна от заполнения камеры сгорания жидкостью. Для найденных деформаций выполнено моделирование осевого сжатия стержня шатуна с помощью метода конечных элементов, определены форма стержня и напряжения, установлена зависимость продольного изгиба от осевого сжатия стержня. Результаты моделирования сопоставлены с экспериментальными данными по повреждению шатунов в эксплуатации ДВС, а также с результатами расчетов напряжений с помощью классических методов, обоснована возможность практического применения моделирования повреждений при исследовании причин неисправности двигателей.ruдвигатель внутреннего сгоранияшатунгидроударустойчивостьдеформациядвигун внутрішнього згоряннягідроударстійкістьдеформаціяinternal combustion engineconnecting rodhydrolockbucklingsimulationМоделирование повреждения шатуна при поступлении жидкости в цилиндр ДВСМоделювання пошкодження шатуна при надходженні рідини в циліндр ДВЗSimulation of the connecting rod damage when fluid enters the engine cylinderArticle621.431621.43.013.710.30977/VEIT.2020.17.0.5