Выпуск 82
Постійне посилання зібранняhttps://dspace.khadi.kharkov.ua/handle/123456789/2540
Переглянути
Перегляд Выпуск 82 за Ключові слова "629.693"
Зараз показуємо 1 - 2 з 2
- Результатів на сторінці
- Налаштування сортування
Документ Модификация конструкционных материалов при насыщении наночастицами плазмохимического синтеза(Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, 2018) Большаков, В. И.; Калинин, А. В.; Глушкова, Д. Б.; Большаков, В. І.; Калінін, О. В.; Глушкова, Д. Б.; Bolshakov, V. I.; Kalinin, A. V.; Glushkova, D. B.Определен химический состав нанодисперсных композиций: SiC, TiC, TiN, Ti(CN), AlN, Mg2Si, Mg3N2. Химический состав синтезированных соединений отвечает стехиометрическому составу. Проведен анализ микродифракционных картин частиц, показана принадлежность нанопорошков к твердым кристаллическим телам с металлической связью. Установлено, что частицы карбонитрида титана Ti (CN) имеют гранецентрированную, а частицы карбида кремния (SiC) – гексагональную кристаллическую решетку. Были про-ведены эксперименты по поверхностному модифицированию сталей нанопорошковыми композициями на основе Ti (CN) и SiC. Установлена эффективность применения нанодисперсных композиций при выплавке конструкционных сталей. В результате модифицирования стали 09Г2С нанопорошком Ti (CN) повышены характеристики прочности, пластические свойства и ударная вязкость. Обоснован выбор нанодисперсных порошков карбонитрида титана Ti (CN) фракции менее 100 нм в качестве модификаторов низко-легированных сталей. Получены необходимые критерии выбора нанопорошковых модификаторов: нерастворимость в расплаве, соответствие кристаллических решеток матрице стали, соразмерность с критическим радиусом зародыша аустенита при кристаллизации. Установлен механизм взаимодействия расплава стали со слоем нанодисперсной композиции.Документ Повышение долговечности поршневых колец методом двухпроволочной металлизации(Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, 2018) Глушкова, Д. Б.; Glushkova, D. B.Повышение надежности и долговечности поршневых колец, работающих в условиях трения и износа, требует совершенствования существующих и разработки новых технологий. Существующие упрочняющие технологии несовершенны, так как могут привести к короблению поверхности изделий, изменению микрогеометрии деталей, возникновению напряжений, экологическим проблемам. Наносимое в настоящее время электролитическое хромовое покрытие не удовлетворяет возрастающим требованиям к свойствам поршневых колец из высокопрочного чугуна. Вместо него предложено сталь-молибденовое покрытие, наносимое методом двух-проволочной металлизации. Технологический процесс нанесения сталь-молибденового покрытия на поршневые кольца включает следующие этапы: предварительная очистка, дробеструйная обработка, непосредственно напыление. Молибденовую и стальную про-волоку подавали с определенной скоростью, молибденовую проволоку подсоединяли к положительному полюсу источника питания, стальную – к отрицательному. Исследование микроструктуры полученного покрытия показало, что оно имеет типичный для газотермических покрытий слоистый характер с равномерно расположенными по толщине порами (до 12 %). Пористость покрытия обеспечивает повышенную маслоемкость колец, что положительно сказывается на процессе приработки рабочей пары гильза – поршневое кольцо и на работе поршневых колец при эксплуатации. После травления микроструктура представляет собой сочетание участков молибде-на и стали. Кроме двух основных фаз, в покрытии наблюдаются и другие структурные составляющие, которые являются продуктами взаимодействия стальной и молибденовой проволок с кислородом и азотом воздуха, а также продуктами взаимодействия между собой молибдена и стали в процессе плазменного напыления. Полученные при исследовании антифрикционных свойств результаты свидетельствуют о более высокой задиростойкости и лучших антифрикционных характеристиках поршневых колец со сталь-молибденовым покрытием, в сравнении с электролитическим хромовым. Сталь-молибденовое покрытие в меньшей мере изнашивает сопрягаемый материал и имеет более низкий коэффициент трения. Высокие показатели сталь-молибденового покрытия можно объяснить специфиче-скими свойствами окислов молибдена, которые могут оказывать дополнительное смазывающее воздействие, выполняя роль твердой смазки. Кроме того, высокая температура плавления молибдена способствует меньшей склонности к схватыванию сопрягаемых материалов.